Четверг 19.09.2019

8.05.2017
Все части отчёта тут: Крит 2017

Предыдущая часть отчёта тут: Крит в мае 2017 - часть 5 - Католико

День 7

На этапе планирования нашего путешествия по Криту я, изучая карту Крита по гугл картам, наткнулась на совершенно фантастическое место - Нераидоколумпос. Практически идеально круглый валун, перекрывший проход по ущелью Хавгас. В интернете почему-то практически нет информации по этому ущелью, лишь путеводитель cretanbeaches.com рассказывает об этом месте. К тому же, на Крите есть ещё одно ущелье Хавгас, из-за чего, видимо, возникает путаница в информации. Но фотки потрясают, на картах гугл есть координаты парковки у входа в ущелье, а путеводитель утверждает, что если следовать по ущелью снизу вверх, то путь до Нераидоколумпос не доставит трудностей и возможен без альпинистского снаряжения. Не попробовать добраться до этого уникального места мы не могли.

Плато Лассити (Οροπέδιο Λασιθίου, Lassithi Plateau)

От нашего отеля до Хавгаса 130 км, поэтому выехали мы с утра. Ущелье выходит на плато Лассити, так что дорога наша лежит через долину тысячи мельниц. Про плато Лассити я уже писала в отчёте о нашем апрельском путешествии по Криту Плато Лассити или долина тысяч мельниц. Дорога вывела нас к заброшенным каменным ветряным мельницам, выстроенным в ряд на возвышенности. Осмотр этой достопримечательности не входил в наши планы, но не ехать же мимо такого впечатляющего места? Конечно же мы остановились на парковке (GPS 35.20417, 25.45464) с чудесным видом на окружающий горный ландшафт и пошли к мельницам.

Самое большое обитаемое высокогорное плато в Греции расположено на высоте 820 - 850 метров над уровнем моря за Диктийскими горами. Благодаря расположению на огромной равнине (её протяженность 10 км и ширина более 5 км), со всех сторон окруженной горами, здесь создался идеальный для сельского хозяйства климат. Долина мельниц была заселена с древних времен. Уже в средние века здесь начали появляться мельницы, которые применялись для добычи воды, ведь водоносный слой на Лассити находится совсем не глубоко. В начале ХХ века на смену каменным ветряным мельницам пришли мельницы с металлическими каркасом, ветряков в долине становилось всё больше и больше. Ко второй половине двадцатого столетия их было уже почти 12 тысяч. Плато приобрело популярность у туристов, его стали называть долиной тысячи мельниц.

Сверху от старых мельниц открывается живописный вид на плато Лассити. Конечно, сейчас его уже не назовешь долиной тысячи мельниц и оно давно не похоже на огромный горный луг с тысячью порхающих по нему бабочек, но тем не менее это место заслуживает посещения. Да и мельницы местные жители стали понемногу восстанавливать для привлечения туристов.

Одна из восстановленных мельниц. Когда-то такие мельницы были раскиданы по долине тысячами и все работали. В те времена плато было похожим на горный луг с тысячью порхающих белых бабочек. Думаю, смотрелось потрясающе.

Мы же двигаемся дальше по дороге, огибающей высокогорное плато. И вот тут наш навигатор завёл нас в какие-то поля. Всё-таки надо всегда внимательно просматривать маршруты, предлагаемые навигатором. Проклятый IGO, я до сих пор не понимаю, с чего вдруг он решил привести нас к ущелью с другой стороны. Ведь есть нормальная дорога с парковкой у входа в ущелье. Когда по дну машины начала скрести колючая трава, а по бокам ветки кустов, мы поняли, что дальше никак. Оказалось, что до входа в ущелье не больше 300 метров, но нормальная дорога идёт с другой стороны высохшего русла реки. Мы решили не искать больше дорог, оставить машину в полях и дальше идти пешком.

Вот тут под деревом, на месте разворота тракторов, мы бросили машину (GPS 35.1671317, 25.5236073). А в 300 метрах от нас парковка (GPS 35.1653, 25.52353), к которой ведет нормальная грунтовая дорога по плато Лассити.

Ущелье Хавгас (Φαράγγι Χαυγά Οροπεδίου, Havgas Gorge)

Протяженность ущелья Хавгас немногим больше 3 км. До застрявшего между двумя отвесными скалами круглого валуна Нераидоколумпос около 2 километров, если идти вверх по ущелью от его выхода (GPS 35.16438, 25.52525). Выше Нераидоколумпоса проход без альпинистского снаряжения невозможен, круглый валун как бы закрывает путь по ущелью. Верхний вход в ущелье находится примерно тут (GPS 35.15421, 25.53952), в следующий раз стоит попробовать пройти хотя бы часть пути сверху.

Балканский полоз (Coluber gemonensis, Δενδρογαλιά)

Практически в самом начале пути по ущелью нам повстречалась шустрая красивая змея. Как мы выяснили позже, очень распространенная на Крите разновидность ужа - Балканский полоз или попросту - Критская змея. Греческое название змеи Δενδρογαλιά (звучит примерно как "венврогаля") происходит от слов дерево (δέντρο) и кошка (γαλήгали). Балканский полоз очень резвая и как кошка ловкая змея, и эти змеи отлично умеют лазить по деревьям.

В начале пути тропа вьётся то по одному краю высохшего русла реки, то по другому. Но постепенно проход между скал сужается и тропа уже идёт по дну ущелья, пробираться приходится прыгая по валунам да камням. Чем дальше мы двигаемся вверх по руслу реки, тем уже становится ущелье. Кстати, если верить путеводителю cretanbeaches.com, река Хавагас, несущая свои воды вниз по одноименному ущелью, полноводна многие месяцы года, что затрудняет проход по ущелью в зимний период.

А вот и первый завал, который при первом рассмотрении кажется непроходимым. Однако, тропа через завал нашлась быстро, проход оказался совсем несложным.

Дальше на нашем пути встречаются ещё завалы за завалами и нам уже начинает казаться, что никакого застрявшего между двух скал круглого валуна мы не найдём и что интернет врёт. Тем более иностранные туристы, возвращавшиеся обратно, ещё полчаса назад сказали нам, что десять минут - и тупик. Но пока все встречавшиеся нам тупики оказывались преодолимыми и мы всё карабкались и карабкались.

А вот здесь нам стало немного грустно, ибо никакого фантастичного места с плохо выговариваемым названием Нераидоколумпос нигде видно не было, как и возможного прохода. Если только вплавь. И нас почему-то начали одолевать сомнения, а есть ли на Крите вообще этот Нераидоколумпос, ведь о нём почти нет никакой информации в интернете.

И вот пока я грустила да размышляла, пытаясь принять непростое решение о возвращении, муж мой куда-то полез по скалам. И вдруг я слышу: да вот же он!!!

Оказывается, в этих скалах много выемок, за которые можно зацепиться руками и ногами, что значительно упрощает передвижение. Так что мы перебрались к очередному завалу даже не намочив ног. Но это было круто, я прям почувствовала себя немного альпинисткой.

Дети с нами не пошли, им уже никуда не хотелось да и нам дальнейший путь показался опасным для них. Оставили их отдыхать и есть апельсины, которые нам щедро выдавали в отеле вместо обеда в ланч-боксах. Вот их видно с последнего преодолимого завала (GPS 35.15105, 25.53125).

Ну а мы перебрались через завал и вот оно, то самое фантастическое место, к которому мы так стремились. Дошли!!!

Нераидоколумпос (Νεραϊδοκόλυμπος Neraidokolympos)

Удивительны творения природы. Интересно, что означает это сложно запоминающееся название Нераидоколумпос? Наверное, когда-то очень давно здесь резвились великаны, кидаясь камнями и один из них случайно застрял между скалами. Потрясающее место.

Хорошо, всё-таки, что мы нашли то, что искали. Но пора возвращаться. На коротенькое вроде бы ущелье у нас ушло немало времени. Мы ходим медленно, часто останавливаемся, не любим в путешествиях спешить. Я так вообще всегда отстаю со своим фотоаппаратом и все меня ждут. Обратный путь никаких трудностей у нас не вызвал, все завалы и тропы через них нам уже были знакомы.

На дорогах Крита

Остальным не парковаться

Следующая часть отчёта тут: Крит в мае 2017 - часть 7 - Превели

Все части отчёта тут: Крит 2017

Интерактивная гугл карта Крита с местами, где мы были в мае 2017 года

Похожие рассказы
В дальние странствия с детьми?