Вторник 17.09.2019



Приветствую Вас, Гость Регистрация | Вход
Главная » Наши путешествия » Россия
3 дня в Питере. День 2. Шлиссельбург и Орешек.
3.08.2019
Первая часть отчёта тут: 3 дня в Питере. День 1. Прогулка по Питеру.

Все 3 части отчёта тут: 3 дня в Питере

Второй день в Питере мы решили посвятить осмотру крепости, которая находится на острове и открыта для посетителей только в тёплое время года. В наши зимние поездки в Питер посещение Орехового острова приходилось откладывать на потом, поэтому теперь мы решили не упускать возможности посетить легендарный Крепкий Орешек.

До крепости в Шлиссельбурге на общественном транспорте из Санкт-Петербурга можно добраться несколькими путями. Переправиться на остров возможно с двух противоположных берегов Невы: с пристаней Шлиссельбурга и поселка имени Морозова.

До поселка имени Морозова из Санкт-Петербурга ходят электрички с Финляндского вокзала. Нужно доехать до станции Петрокрепость (время в пути чуть более часа). Цены и расписание можно посмотреть на официальном сайте перевозчика Северо-Западная пригородная пассажирская компания. От станции до переправы (GPS 59.957166, 31.032150) пешком несколько минут. Сайт переправы из поселка имени Морозова с актуальными ценами и расписанием petrokrepost.ru. Так же до поселка можно добраться на автобусе 511 от метро Улица Дыбенко, но он останавливается далековато от пристани.

Наиболее удобный маршрут, на мой взгляд, через Шлиссельбург. В Шлиссельбург идёт автобус 575 от метро Улица Дыбенко. Остановка находится на стороне метро на улице Дыбенко, совсем рядом. Интервал движения 20 минут, это намного чаще, чем электрички до Петрокрепости. На автобусе нужно доехать до конечной остановки Красная площадь, от нее до пристани (GPS 59.946074, 31.029825) менее 500 метров пешком. Сайт переправы из Шлиссельбурга с актуальными ценами и расписанием переправа-на-орешек.рф. Яндекс утверждает, что автобус 575 от метро Улица Дыбенко до конечной остановки в Шлиссельбурге делает 7 остановок и идёт 51 минуту. Мы ехали меньше 40 минут и сделали только одну остановку Улица Кирова, чуть не вышли на ней вместе со всеми. Зато заметили указатель Музей истории города Шлиссельбурга и решили обязательно сходить в него на обратном пути, но об этом позже.

Кстати, прямо у причала в Шлисселбурге стоит современный ТЦ, можно зайти перекусить. До пристани мы добрались к 10 утра, неожиданно быстро доехали. Народу ещё было мало и пришлось немного подождать отправления теплохода. Нам сказали, что переправа работает не по расписанию, а по наполняемости. Днём здесь уже стояли очереди и до острова ходили два теплохода.

Памятник путейцам-речникам России



С пристани Шлиссельбурга крепость Орешек не видна, зато с воды открываются захватывающие виды на Ореховый остров и Ладогу. Первоначально мы планировали ехать туда и обратно разными путями. Думали утром доехать на электричке до поселка имени Морозова, а обратно вернуться через Шлиссельбург. Но мы долго спали и собирались, а когда собрались, стало понятно, что немного не успеваем на электричку, а следующая только через час. К тому же, билет на переправу можно купить только в обе стороны, то есть нам пришлось бы два раза заплатить за переправу, если бы решили вернуться другим путем.






Государева башня и вход в крепость



Древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы была основана в 1323 году новгородцами. В 1612 - 1702 годах крепость принадлежала шведам и носила название Нотебург. В 1702 году русские войска освободили крепость и дали ей новое имя - Шлиссельбург. В 1723 году крепость потеряла свое стратегическое значение после постройки Кронштадта и стала использоваться в качестве тюрьмы. В крепости содержались многие знаменитые политические заключённые. Некоторых приговорённых к смерти привозили в крепость для казни. В Шлиссельбурге был казнён А.И. Ульянов, покушавшийся на Александра III.

Все разрушения в крепости вызваны в основном боями во время Великой Отечественной войны. В 1941—1943 годах в течение 500 дней крепость оборонял небольшой гарнизон из бойцов 1-й дивизии войск НКВД и моряков 409-й морской батареи Балтийского флота. Немецким войскам так и не удалось переправиться на правый берег Невы и замкнуть кольцо блокады Ленинграда, перерезав Дорогу жизни. На территории крепости находится братская могила, в которой похоронены советские воины, погибшие при обороне крепости.

Официальный сайт крепости Орешек, являющейся филиалом Музея истории Санкт-Петербурга www.spbmuseum.ru.





Боевой ход крепостной стены от Государевой башни через Головину башню до Погребной башни




IV тюремный корпус








Государева башня




Храм Рождества Иоанна Предтечи

Храм был возведён в 1826—1831 годах. В 1917 году церковь была закрыта. Храм Рождества Иоанна Предтечи в крепости Орешек сильно пострадал от бомбардировок во время Великой Отечественной войны. От него почти ничего не осталось. 9 мая 1985 года на руинах церкви был открыт мемориальный комплекс памяти защитников крепости. С 2010 года в храме появился настоятель и здесь иногда проводятся богослужения, так что теперь этот храм можно назвать действующим. Были предприняты попытки восстановить собор, но любые строительные работы запрещены на развалинах крепости, являющейся памятником культуры.





Памятник защитникам крепости в годы Великой Отечественной войны

Клятва защитников крепости
Мы, бойцы крепости Орешек, клянёмся защищать её до последнего.
Никто из нас при любых обстоятельствах не покинет её.
Увольняются с острова: на время — больные и раненые, навсегда — погибшие.
Будем стоять здесь до конца.




Ладожский променад

Обзорный маршрут по боевому ходу крепостной стены от башни Головкина до ныне не существующей Мельничной башни. Вход на так называемый променад оплачивается отдельно. Сверху открываются панорамные виды на Ладожское озеро и двор крепости.






Флажная башня



Королевская башня



В крепости восстановлены здания Старой тюрьмы и Новой тюрьмы. Экспозиция Новой тюрьмы посвящена Народовольцам - узникам Шлиссельбургской крепости в 1884–1906 годах. В Старой тюрьме воссоздана планировка конца XVIII - первой половины XIX веков. Большая часть экспозиции посвящена декабристам - узникам Шлиссельбургской крепости в 1825–1834 годах. А мы, осмотрев все экспозиции и крепостной двор, решили выйти и прогуляться вокруг крепости.









Пора возвращаться на большую землю





Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Шлиссельбурге



В Шлиссельбурге мы отправляемся в музей истории города Шлиссельбурга, указатель на который заметили, когда ехали на автобусе к пристани. Музей находится в Шлиссельбурге по адресу Фабричный остров, 2А (GPS 59.938469, 31.025047). От пристани до музея 1300 метров, мы решили прогуляться пешком. Официальный сайт музея lenoblmus.ru/museum/shlisselburg. Музей небольшой, но очень интересный. Для нас двоих провели экскурсию, подробно рассказали обо всех экспонатах, ответили на все вопросы. В начале экскурсии включают интересный документальный фильм, рассказывающий об истории города и возникновении каналов. Представленное в музее оружие можно взять в руки и сфоткаться с ним. Нам очень понравился музей, рекомендую.


Крепкий орешек



Герб города Шлиссельбург



Схема систем каналов



Отдельная экспозиция рассказывает о подвиге первой женщины-водолаза - Нины Соколовой, участвовавшей в прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. Работать нужно было быстро и тайно. Трубопровод протяженностью 29 километров, 21 из которых был проложен под водой на глубинах до 35 метров, провели за 43 дня. С июня 1942 по март 1943 года по подводному бензопроводу в осажденный Ленинград поступило 45 тысяч тонн горючего. Благодаря продуманной маскировке немцы так и не узнали о существовании трубопровода через Ладожское озеро.



Познакомившись с историей Шлиссельбурга и его каналов, мы уже не можем уехать, не увидев поближе тех самых каналов. В Шлиссельбурге 3 канала: Староладожский, Малоневский и Новоладожский. Староладожский и Новоладожский каналы были выкопаны вдоль Ладожского озера, чтобы судна могли проходить из реки Невы в реку Волхов, огибая опасное Ладожское озеро. Короткий Малоневский канал был прокопан, чтобы разгрузить не справляющийся с наплывом шхун и кораблей старый канал, а Новоладожский канал выкопали, когда старый канал совсем перестал справляться с нагрузкой. Это если вкратце. В настоящее время только Новоладожский канал остается судоходным, Староладожский и Малоневский больше не используются.


Протока Малая Невка

В 2011 - 2012 годах была произведена реконструкция этой протоки. Ранее засыпанный четырехсот метровый участок протоки откопали и теперь Малая Невка вновь соединяется с Невой. Реконструкция каналов Шлиссельбурга призвана привести уникальные гидротехнические сооружения XVIII–XIX веков (Староладожский, Новоладожский и Малоневский каналы) в нормально состояние.



Малоневский канал




Двое на мосту



Староладожский канал



На крепость Орешек, музей Шлиссельбурга и прогулку по городу у нас ушел почти целый день. Вернувшись в Питер, бросаем вещи и идём ужинать в грузинский ресторан Чито-Гврито, расположенный недалеко от нашего отеля на улице Гороховой, 53. Попробовали блюдо под название Оджахури с бараниной. Очень вкусно. Но, несмотря на все заверения персонала, что в блюде именно баранина, а не свинина, я всё равно думаю, что нам принесли Оджахури со свининой. Ну и в любом случае, если баранина по вкусу и виду ничем не отличается от свинины, то на зачем за неё переплачивать? Больше в этом ресторане баранину брать не будем.



А вечером мы просто бесцельно гуляли по Питеру



На этом заканчиваю свой рассказ о нашем втором августовском дне в Питере. Продолжение следует.

Последняя часть отчёта тут: 3 дня в Питере. День 3. Музей электрического транспорта и музей Арктики.

Все 3 части отчёта тут: 3 дня в Питере


Похожие рассказы
В дальние странствия с детьми?
Всего ответов: 152

Категория: Россия | Автор: DenNa (13.08.2019) | Просмотров: 57
Всего комментариев: 0
avatar
© 22.04.2012 - 2019 Оранжевые дети