Вторник 17.09.2019

Приветствую Вас, Гость Регистрация | Вход
Главная » Наши путешествия » Страны СНГ
5 дней в Казахстане. День 4 - Актау и Катутау.
5.05.2019
Все 5 частей отчёта тут: 5 дней в Казахстане

Предыдущая часть отчёта тут: 5 дней в Казахстане. День 3 - Чарынский и Лунный каньоны.

В этот день в наших планах был государственный национальный природный парк «Алтын-Эмель». От нашей гостиницы в Жаркенте до офиса национального парка «Алтын-Эмель» почти 120 километров. Поэтому мы попытались проснуться пораньше, позавтракали в отеле включенным в проживание завтраком и выдвинулись в сторону Алтын-Эмеля.

Верблюды на дорогах Казахстана

И бараны, в отличие от верблюдов, они не столь экзотичны и встречаются на дорогах Казахстана куда чаще. Скажем так, бараны тут везде и всегда.

И даже танки на дорогах Казахстана можно встретить

И немного живописных пейзажей из окна автомобиля

Государственный национальный природный парк «Алтын-Эмель»
(каз. «Алтынемел» мемлекеттік ұлттық табиғи паркі)

В парке открыты 3 туристических маршрута, два из которых начинаются от села Басши, а один от села Шенгельды. Подробнее про маршруты на сайте парка altyn-emel.kz. Проезд в парке разрешен только по маршрутам, с дорог съезжать запрещено. На маршруты 1 (поющий бархан) и 3 (горы Актау и горы Катутау) пропуск можно купить в офисе парка, находящемся в селе Басши, откуда и начинаются эти два маршрута. На маршрут 2 (петроглифы «Танбалытас» и сакские курганы «Бесшатыр») пропуск оформляют только в алматинском офисе национального парка, проезд на этот маршрут разрешен только через село Шенгельды.

К сожалению, мы очень мало дней запланировали на эту поездку в Казахстан. Всего 5 дней вместе со днями перелетов. Уже на этапе разработки маршрута путешествия мы поняли, что в эти дни никак не впихнуть всё, что хочется увидеть в этой удивительной стране, богатой на потрясающие природные достопримечательности. Тем более мы любим путешествовать без спешки. Поэтому пришлось выбирать и в парке Алтын-Эмель наш выбор остановился на третьем маршруте. Захотелось увидеть собственным глазами меловые горы Актау и лавовые горы Катутау.

Офис национального парка в Басши находится по адресу: Аскарбек 73, Басши (GPS 44.15582, 78.75233). Пропуск на нас троих и машину обошелся нам в 3559 тенге. На сайте парка Алтын-Эмель до сих пор написано, что без проводника проезд на маршруты запрещён. Нас несколько раз переспросили точно ли нам не нужен проводник и точно ли мы без него не заблудимся. Честно говоря, совсем не хотелось путешествовать с посторонним человеком. То, что проезд по Алтын-Эмель возможен без проводника, для нас стало хорошей новостью. Регламент посещений.

Для проезда на маршруты 1 и 3 из Басши необходимо выехать обратно на дорогу. После Басши для проезда на первый маршрут необходимо будет свернуть направо, а третий маршрут прямо по дороге через два аула: Нурым и Актобе. После Актобе всё заканчивается огромным полем с множеством грунтовых дорог, расходящихся от аула в разные стороны (GPS 44.02645, 78.75066). На Актау и Катутау вторая грунтовка справа, тем есть указатель, чтобы не запутаться. По факту здесь и начинается третий маршрут. Гугл не видит дорог в Алтын-Эмель, но они там есть, дороги, проложенные прямо по степи. Мы внезапно поняли, что значит запрещено съезжать с дорог. Кругом степь, по которой действительно можно уехать в любую сторону, оставив после себя новую дорогу.

Аул Актобе

Первая достопримечательность на третьем маршруте - 700-летняя Ива (GPS 43.92262, 78.78997), на развилке нужно свернуть направо по указателю. Далее идут горы Катутау (GPS 43.99678, 79.04951), к ним на следующей развилке повернуть налево. И самая дальняя точка маршрута - горы Актау (GPS 43.98765, 79.23575). От села Басши до гор Актау 75 километров. Между горами Катутау и горами Актау 35 километров, между горами Актау и 700-летней Ивой так же 35 километров. От Ивы до Басши 32 километра. Весь маршрут в оба конца - около 160 километров. Все три точки можно посещать в произвольном порядке, конечно. Мы решили начать с гор Актау, потому что именно их больше всего хотелось увидеть.

На дорогах парка «Алтын-Эмель»

У подножия гор Актау, где заканчивается дорога (GPS 43.98765, 79.23575), можно поставить палатку и заночевать. Но для этого необходимо разрешение. Если оформить пропуск на один день, находиться в парке можно только до 8 вечера. В тёмное время суток передвигаться по парку Алтын-Эмель запрещено.

Горы Актау

Между гор петляет неглубокий узкий каньон - высохшее русло речки, по которому легко ходить. Из него практически в любом месте можно подняться и идти поверху, сверху виды грандиознее.

После Чарынского каньона я была уверена, что ничто в Казахстане уже не сможет меня так поразить. Но я ошибалась. Разноцветные горы Актау стали для меня удивительным открытием. Никакие фотографии не могут передать всего величия этого места. Горы Актау - это дно древнего океана Тетис, бушевавшего здесь во времена динозавров. Эти горы, напоминающие разноцветный многослойный пирог, образовались много миллионов лет назад из осадочных пород кайнозойской эры. Во время раскопок здесь были обнаружены остатки многих доисторических животных. Кстати, в офисе национального парка есть маленький музей, рассказывающий об этом. Вход в музей свободный, советую посетить.

Дно древнего океана Тетис

Настоящий рай для нашего начинающего геолога

Удивительно, но по сути горы Актау сложены из глины и мела

Колючка как из фантастического фильма какого-нибудь

Неземные пейзажи

Покоритель вершин

Местная обитательница

Дала дёру от назойливых фотолюбителей. Напугала меня, пробежав чуть ли не по моим ногам. Реально стало очень страшно, когда такая крупная ящерица внезапно понеслась прямо на меня, мало ли, что у неё там на уме.

Что интересно, далеко она не убежала. Решила ещё попозировать нам. Наверное, просто попугать хотела. Ящерка шикарная.

Спряталась. Типа всё, устала - заканчиваем фотосессию.

Селфи на память

Полосатые горы близнецы - один из символов Алтын-Эмеля

Я и Актау

Дочка утверждает, что это гипс. Она привезла кучу камней домой из Казахстана. Эта пирамидка идеальной формы развалилась на две фигуры так же идеальной формы. Очень хрупкий минерал. Не верится, что это создано природой. Чтобы удостовериться в том, что это точно гипс, дочка нагрела один из таких камней в духовке. Гипс, подтверждено опытным путём.

Как будто кто-то раскрасил

Ещё одна жительница пустынь. Эта совсем мелкая и слишком пугливая, позировать отказалась наотрез.

Гулять по Актау можно целый день. Или даже два дня. Правда, тут очень жарко. И это нам ещё с аномальной для мая погодой повезло, на Каиндах два дня назад вообще снег шёл. А тут настоящая пустыня и палящее солнце. Думаю, летом здесь долго ходить будет тяжело. Нам хотелось успеть увидеть лавовые горы Катутау и нас ещё ждала долгая дорога до последнего места ночевки. Возвращаемся.

В этой с виду мертвой пустыне даже цветочки растут

Проезд на автомобилях, мотоциклах, велосипедах и любом другом виде транспорта запрещён. Только пешком разрешено гулять по каньонам и тропам Актау.

Это место навсегда останется в моей памяти. Думаю, мы обязательно ещё вернёмся сюда всей семьёй. Бросаем прощальный взгляд на великолепие природного памятника и отправляемся в обратный путь. К лавовым горам Катутау и 700-летней Иве, раз уж она находится на нашем пути.

Горы Катутау

Лавовые горы Катутау сложены вулканическими породами пермского периода. В незапамятные времена в этом месте извергались мощные вулканы. В настоящее время здесь сохранились палеовулканы с сохранившимися вулканическими выходами из очень хрупких, легко рассыпающихся пород. Время, вода и ветер выточили из них множество фигур причудливых форм. Когда-то, много миллионов лет назад, в этом месте бушевал древний океан Тетис. Казахстан богат на потрясающие воображения природные памятники. (GPS 43.99678, 79.04951)

Наша машина

Сложно представить, но все эти сюрреалистические изваяния из камня создала природа. Название гор Катутау переводят по разному: пустые, жестокие, мёртвые, застывшие. На мой взгляд, застывшие - наиболее точное описание этого места.

Лодка

Китайский дракон

Пёсик

Злой смайлик

Фото на память

И снова пыльные дороги Алтын-Эмеля

700-летняя Ива

Дерево считается священным. По преданиям порча этой Ивы приносит смерть. Если верить легендам, в XII веке в тени этой самой ивой отдыхал грозный Чингиз-хан со своим войском во время похода на Среднюю Азию. (GPS 43.92262, 78.78997)

Вот и знакомый нам уже аул Актобе, от которого начинается третий маршрут (GPS 44.02645, 78.75066). Здесь живут свободные люди. Им не нужны телефоны и интернет, машины и бензин, карточки и банкоматы.

И вновь в эфире рубрика: дороги Казахстана из окна автомобиля

На последнюю ночь в этой удивительной стране мы решили остановиться поближе к аэропорту Алматы в гостинице Гостиничный комплекс "Роза Байсеит", в которой уже останавливались два дня назад. От Басши до Байсеита больше 250 километров, нам предстоял долгий путь. Дозвониться до отеля не получилось, но мы опять были единственными гостями в комплексе, хотя в выходные без нас здесь, похоже, было многолюдно. К сожалению, ближайшее кафе, в котором мы ужинали в прошлый раз, было закрыто. Видимо, по воскресеньям не работает. Пришлось идти ужинать в центр села. Очень вкусный шашлык из баранины в Байсеите, как я уже рассказывала, подают по 300 тенге (50 руб на наши деньги) за шампур. Это был последний наш вечер в этом путешествии по Казахстану.

Последняя часть отчёта тут: 5 дней в Казахстане. День 5 - Тургеньское ущелье.

Все 5 частей отчёта тут: 5 дней в Казахстане

Похожие рассказы
В дальние странствия с детьми?